- Текстиль
- Роспись на вазе иллюстрирует осн. лапы изготовления Т., которым занимались хозяйка, ее рабыни или дочери (ваза изготовлена в 560 до н. э.). Что касается более детального представления об этом процессе, то он почти не описан в литературе и по археологич. находкам о нем мало что известно. Ткани изготовлялись из льна, шерсти, в эллинистич. период, кроме этого, — из хлопка (импорт?) и шелка (импорт). В производстве парусов и канатов применялись пенька и эспарта. Иногда в ткань одежды для умерших добавляли асбестовые волокна. Т. красили, ткали из цветных ниток, украшали вышивкой, обшивали каймой. Простые ткани изготовлялись в домашних условиях и иногда шли на продажу, ткани же высокого качества производились опытными рабынями и рабами. Чтобы сукно долго носилось, его нужно было валять, для этого требовалось не только спец. оборудование, но и определ. знания и опыт задействованных в этом технологии, процессе рабочих. Что касается других технологич. процессов изготовления Т. (прядение, окрашивание пряжи, и пр.), то о них известно очень мало. Существовал ли только тканый Т. или наряду с ним был еще и «вязаный», на этот вопрос ответить трудно, хотя известно, что для артистов нужны были трикотажные костюмы, а для охоты и рыбной ловли необходимы были вязаные сетки и сети. Т. изготовлялся и для нужд армии. Образцов Т. сохранилось мало, исключение здесь составляет найденная в песках Египта т. н. коптская ткань, имевшая не всегда высокое качество изготовления. Тот факт, что для поясного портрета умершего требовался особый вид холста, служит доказательством использования Т. в различных целях.рис. Изготвлеине текстиля в домашних условиях: сидяшая на стуле хозяйка вместе со служанкой проверяет пряжу. Укладка ткани, прядение слоя, укладывание пряжи в корзину (чернофигурная ваза, 560 до н.э.).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.